Урок 3 Композиция
Предлагаю на курсе, а потом и в жизни учиться наблюдать. Дело в том, что чувство прекрасного у нас уже есть у всех внутри, но в суете мы просто иногда забываем смотреть по сторонам. Когда идете по городу или любому другому месту, попробуйте "фотографировать" моменты глазами. Вот стая птиц облетает вокруг старой башни, вот группа веселых школьников шумно выбегает из дверей, лишь только заслышав звонок. А вот рыжий кот расслабился и млеет на теплом солнечном пятне. Или старый дедушка сидит на лавочке и кормит голубей остатками своей булки... Постарайтесь зафиксировать тот момент расположения главных объектов в кадре, когда разворачивающаяся перед вашими глазами картина, вызывает у вас максимально сильные чувства.
Что такое композиция вообще? Простыми словами. Композиция - это правильное расположение объектов в кадре для конкретной фотографии. Для того, чтоб на ней задерживался взгляд и зритель находил для себя то, что хотел показать ему автор. Например, гармонию, красоту, тревогу. Да, и композиция влияет на эмоциональную часть.
Нахождение каждого объекта в кадре должно быть обосновано. Именно поэтому я часто снимаю пустые улицы или с одним человеком в городе. Его проще вписать в композицию, получить гармоничную картинку и вызвать нужные эмоции. С толпой это сделать гораздо сложнее! Толпа будет перетягивать на себя взгляд и конкурировать с главным объектом. Да, можно снять так, что толпа будет создавать атмосферу, но вариативность таких кадров гораздо ниже.
Например, тут толпа очень обоснована. На первом кадре она придает ощущение ожидания. Чувствуете? Площадь замерла в ожидании боя курантов. На втором кадре люди задают динамику снимка. Длинные тени еще больше усиливают эту динамику, падая на ровно подсвеченную поверхность моста
Говоря слово «толпа», я имею ввиду не только людей, но и другие второстепенные объекты в кадре. Заборы, скамейки, столбы и тд Все это в кадре должно быть обосновано или размыто. Особенно если второстепенные детали соприкасаются с телом человека, и тем более его головой. Следите за этим внимательно
Так с какой композицией правильно снимать?
Для начала я всегда советую включить сетку на вашем телефоне, чтоб для построения композиции можно было применять так называемое «правило третей» или «правило золотого сечения». С помощью которого будем располагать главные объекты либо в точках пересечения линий, либо по самим линиям. Это может быть человек, яркий цветок, собор. В общем все то, на чем мы хотим остановить взгляд зрителя.
В Айфоне сетка открывается через настройки камера и ползунок на сетку. Если у вас Android вбейте в Google запрос «Как открыть сетку на камере и вашу модель телефона»
Особенно красиво в пейзаже располагать линию горизонта не посередине, а по верхней или нижней линии. Делая тем самым акцент на землю или небо. Выбирайте, что хотите показать больше. Потому что если расположить линию горизонта посередине, по смыслу зрителю будет непонятно, что именно вы хотели показать.
Хотя, конечно же, бывают исключения! И проведение горизонта посередине фотографии бывает оправдано. Например, если хотите показать симметрию пейзажа.
Также, как и «заваленный горизонт» может быть оправдан композиционным приемом. Если мы, к примеру, хотим показать неустойчивость
Есть еще один важный момент при построении композиции, называемый равновесием кадра.
Если вы помещаете предмет в центр вашей фотографии, то он уже автоматически становится уравновешенным
Если же захотите композиционно сдвинуть его по правилу третей ближе к правому или левому краю, - не забудьте расположить и другой объект, чуть менее значимый, на противоположной стороне картинки
Конечно же, если вы хотите вызвать обратный эффект, например шаткость и неустойчивость главного объекта в кадре, то уравновешивать ничего не надо.
Перспектива способна еще больше увеличить объем вашей фотографии. Еще сильнее увеличить смысловую и эмоциональную нагрузку.
1) Линейная перспектива. Чтобы не углубляться в физику этого замечательного композиционного правила, вам нужно будет запомнить всего два его основополагающих вывода:
- Параллельные линии, уходящие вдаль и вглубь от наблюдателя, зрительно сходятся с друг другом, образуя точку схода.
- То, что расположено ближе к зрителю, воспринимается им, как более крупный объект
2) Воздушная перспектива. Простой и невероятно эффективный способ создать в композиции глубину. Чем ближе объекты к зрителю - тем они ярче и контрастнее. Чем ближе к горизонту - тем мягче, прозрачнее и менее яркие. Поэтому с легкой дымкой фотографии всегда смотрятся более объемными.
Пейзажной и городской фотографии без людей сложнее удержать взгляд зрителя. Поэтому композиционные приемы тут очень важны! Но еще более привлекает взгляд моменты индивидуальности. Покажите город или природу такой, какой мы редко ее видим. Например, с туманом, или на рассвете, или через отражение в воде.
Любое правило фотографии можно вывернуть так, чтобы нарушить его и сделать снимок еще более интересным. Но это приходит с опытом, а для новичков, которые только начинают фотографировать существуют приемы, которые позволяют легко и быстро повысить уровень своих фотографий. О них мы продолжим разговаривать в следующем уроке
Домашнее задание:
Наблюдаем за миром! И пытаемся сфотографировать так, чтобы объекты на фото подчинялись законам композиции.
Сделайте две фотографии:
- кадр с линейной перспективой
- два объекта на фото, расположенные на вертикальных линиях кадра, и уравновешивающие друг друга
Хэштеги:
Для чата с обратной связью: #домашка3
Для Инстаграм:
#vetrana_domashka3
@vetrana
Жду ваши работы до 21.02